Пластиковые карты в кризис стали популярнее

Финансовый кризис не ослабил интереса россиян к кредитным картам и счетам в банках. Доля пользователей такими продуктами по сравнению с апрелем прошлого года даже возросла. Об этом свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

Опрос проводился с апреля 2008 по январь 2010 года в качестве одного из этапов исследовательского проекта НАФИ «Финансовые услуги для населения». В опросе участвовали 1600 человек в 140 населенных пунктах России.

Согласно результатам опроса, доля пользователей финуслуг за это время возросла: с 52% в апреле 2008 до 59% в январе 2010, причем интерес начал расти с апреля прошлого года.

Наиболее востребованными из линейки банковских продуктов оказались пластиковые карты для получения пенсий, зарплат и стипендий, которыми стали пользоваться на 6% больше. Популярность вкладов «до востребования» выросла на 4%, а срочных вкладов — на 3%. Кредитными картами за отчетный период стали пользоваться на 1% больше респондентов. На столько же возросла доля пользователей услугами негосударственных пенсионных фондов и инвестуслугами (ПИФы, ОФБУ, доверительное управление).

В то же время доля заемщиков, имеющих потребительские кредиты, продолжает оставаться на низком уровне: если летом 2008 года 19% опрошенных имели такие кредиты, то уже к апрелю прошлого года их доля снизилась до 15%, а в январе составила 13%.

Не пользуется популярностью и такая услуга, как страхование (за исключением ОМС). Здесь доля страхующихся упала с 7% в апреле 2008 года до 5% в январе текущего года.

По оценкам экспертов НАФИ, в будущем можно ожидать дальнейшего роста числа пользователей финансовых услуг. «С точки зрения намерений людей можно говорить о том, что есть сигналы оживления на рынке потребительского кредитования — 6% россиян планируют начать пользоваться кредитом в ближайшие 12 месяцев. Хотя следует подчеркнуть, что речь пока идет о намерениях, которые в силу многих объективных и субъективных факторов не всегда трансформируются в реальное поведение», — говорится в сообщении агентства.

Между тем, снижение ставок большинством банков, вероятно, не лучшим образом скажется на популярности депозитов. Как следует из отчета Центра макроэкономических исследований BDO в России, средневзвешенная ставка по годовым вкладам в рублях в 15-ти крупнейших банках снизилась с 9,5% в декабре 2009 года до 8,1% в январе 2010 года, в результате чего за январь депозиты в рублях обесценились почти на 1%. Кроме того, подешевели и любимые россиянами вклады в валюте: из-за сложившейся курсовой динамики депозиты в долларах обесценились на 0,66%, в евро — на 3,43% за месяц.

Эксперты, опрошенные BFM.ru, не удивляются результатам исследования НАФИ и также прогнозируют рост числа пользователей финансовых услуг. По мнению руководителя управления финансовых компаний, потребительских товаров и услуг «ВТБ-Капитала» Дмитрия Дмитриева, зарплатные карты — востребованный продукт, который позволяет работодателю сократить ряд затрат, в частности, на инкассацию и кассу. «Рост спроса на карты связан с общей тенденцией перевода оплаты труда в легальный оборот, а также с развитием инфраструктуры, в частности, системы электронных платежей, банкоматов и т. д. Кроме того, в последнее время банки сами стимулировали этот спрос, предлагая различные скидки и бонусы работодателям, поскольку остатки на зарплатных счетах являются отличным источником финансирования, которого банкам так не хватало, — объясняет эксперт. — Что касается увеличения количества счетов, то это связано с рядом причин, но из основных можно выделить высокую нестабильность валютного рынка, заставившую многих клиентов открывать второй, а иногда и третий счет в валюте».

«Нельзя говорить о том, что спрос на кредиты упал. Возможно, он остался на прежнем уровне, но желание банков снизить свои потребительские портфели сыграло немаловажную роль. Дело в том, что потребкредиты достаточно короткие — как правило, их выдают на 3–6 месяцев. Соответственно, за этот год клиенты банков смогли погасить свои кредиты, но новых кредитов банки не выдавали», — отмечает аналитик ИК «Арбат Капитал» Михаил Завараев.

Дмитрий Дмитриев также прогнозирует увеличение количества заинтересованных в финуслугах. «По мере роста экономики, благосостояния людей и прибылей компаний, растет спрос на банковские услуги как по объемам, так и по степени сложности», — говорит он. С такими прогнозами согласен и Михаил Завараев: «По мере выхода экономики из кризиса спрос на финуслуги будет только расти», — резюмирует он.

Читайте также: Новости Новороссии.