Что еще обесценивается, кроме денег

К инфляции денег человечество давно привыкло, а россияне – в особенности. Ранее мы уже писали о том, что можно было сделать с $2 млрд в начале 2000-х годов: купить 100% Сбербанка или Apple или профинансировать четверть расходов на войну в Чечне. Сейчас этих денег хватит «разве что» на модернизацию «АвтоВАЗа». Slon решил отвлечься от экономических и бизнес-реалий и посмотреть на обыденные вещи, которые нас окружают, и имеют свойство обесцениваться не хуже мировых валют.

Оценки в школах, дипломы высших учебных заведений – все это имеет свойство со временем обесцениваться.

Американские ученые обнаружили, что с 1960 года число оценок А (высший балл), которые ставят в колледжах и университетах, увеличилось на 28 процентных пунктов, с 1980 года – на 12 процентных пунктов (до 43%). Примерно с середины 90-х в колледжах ставили больше «пятерок», чем «четверок», а доля низших оценок (D и F) находится на уровне 10% от общего числа. Чем больше учащихся получают «пятерки», тем труднее различить, кто из них лучший. Таким образом, подобная система дискриминирует самых способных студентов.

Основная ответственность за инфляцию оценок несут частные учебные заведения, которым выгоднее ставить студентам высокие баллы, чтобы они были более конкурентоспособны на рынке труда и лучше отзывались о своей альма-матер, считают исследователи. Требования преподавателей тоже со временем смягчались. Чтобы получить высший балл, больше не нужно выкладываться на полную. За последние полвека время, затрачиваемое американскими студентами на учебу, снизилось на треть.

Похожие тенденции можно увидеть и в России. По подсчетам Slon на основе официальной статистики, доля «золотых медалистов» среди выпускников школ с 2002 по 2009 год выросла в 2,5 раза – с 0,85% до 2,24%. Любопытно, что с годами падала и фактическая стоимость вручаемых ученикам «знаков отличия». Если в 1945 году одна медаль содержала10,45 г золота, в 1954 году – 5,87 г, а в 1960 году уже представляла собой диск из сплава меди с золотым напылением (не более 0,3 г золота). В практическом плане медали потеряли свою ценность в 2009 году, когда отменили льготы медалистам при поступлении в вузы.

К середине XXI века Россия может превратиться в «экономику невостребованных знаний». По прогнозам экспертов, к тому времени более двух третей трудоспособных россиян будут иметь вузовские дипломы. Хотя в нулевые спрос на высококвалифицированных работников рос быстрее предложения, ситуация, скорее всего, изменится в ближайшем будущем.

Читайте также: Новости Новороссии.