Путин торопит правительство с законом о льготных автокредитах населению

Премьер-министр РФ Владимир Путин решил поторопить правительство в принятии одной из антикризисных мер, которая должна простимулировать спрос на автомобили. Речь идет о субсидировании процентных ставок по кредитам на отечественные автомобили стоимостью до 350 тыс. рублей сроком на три года. Правда, сумма расходов государства на этот проект уменьшилась в три раза.

Путин поручил до конца сегодняшнего дня подготовить документы о субсидировании банков, которые кредитуют покупателей отечественных автомобилей. «Прошу подготовить и в конце дня и дать мне на подпись соответствующее постановление правительства», — сказал он.

Напомним, что о необходимости принятия такой меры, Путин объявил в конце декабря. Кроме выделения денег отечественному автопрому, премьер-министр тогда заявил о готовности запустить программу льготного кредитования при покупке отечественного автомобиля. Речь идет о самых массовых автомобилях, произведенных в России (в том числе под иностранными брендами), стоимость которых не превышает 350 тыс. рублей. Было принято решение субсидировать процентные ставки по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России (сейчас она составляет 13%). Кредит будет выдаваться на три года.

Из-за ценового ценза, в эту программу вписываются в основном автомобили Lada, плюс еще несколько моделей, в частности, UAZ Hunter, Fiat Albea, Skoda Fabia, Renault Logan. Но вот самая популярная модель в России — Ford Focus, не попадает в этот список. Focus с учетом повышения цен в этом году стоит теперь от 388 700 в самой простой комплектации.

На это раз власти решили снизить сумму для субсидирования банков: вместо озвученных ранее министром Минпромэнерго Виктором Христенко 6 млрд рублей будет выделено 2 млрд рублей, заявил Путин. Таким образом, программа льготных кредитов затронет не 150 тыс. семей, как ранее говорил Христенко, а всего 50 тыс.

Эксперты объясняют сокращение сумму субсидирования банков по этой программе в три раза экономической необходимостью. «Скорее всего, это обусловлено растущими масштабами государственной помощи экономике, в том числе банковскому сектору. Дополнительные вливания могут принести негативный эффект, в частности, создавая базу для будущего роста инфляции», — говорит RB.ru Константин Романов из ИК «Финам». Кроме того, добавляет он, в условиях девальвации рубля даже субсидируемые государством кредиты чреваты рисками невозврата, поэтому, возможно, правительство не хочет создавать базу для разрастания сегмента плохих долгов. Плюс правительство, возможно, оказалось недовольно отечественным автопромом с его алогичной маркетинговой политикой, когда снижение спроса рассматривает как повод для повышения цен, предполагает эксперт.

Виктор Христенко ранее говорил также о более ранних сроках введения льготных кредитов — уже в января 2009 г. Однако даже если Путин сегодня подпишет соответствующее постановление, то для разработки механизмов и выделения денег потребуется не меньше месяца. В итоге, льготные кредиты вряд ли начнут выдаваться раньше второго квартала, считает аналитик ИК «Финам» Константин Романов.

В любом случае, такая меры поддержки отечественного автопрома у экспертов по-прежнему не вызывает оптимизма. По их мнению, оказать значительного влияния на повышение спроса на легковые автомобили эта мера не способна. Ведь цены на отечественные машины растут, стоимость автокредитования продолжает увеличиваться. «Для того, чтобы люди пользовались кредитами, необходима уверенность в будущих доходах, которой нет в условиях кризиса. Кроме того, даже с учётом компенсации 2/3 ставки рефинансирования, то есть 8,7%, автомобильные кредиты сейчас останутся дороже, чем были до кризиса», — говорит Романов.

Читайте также: Новости Новороссии.