Репутационная проблема России на высоте 10000 метров

В авиакомпаниях народ осторожный, он не торопится доверять многомиллиардные заказы и жизни пассажиров производителям новых самолетов. У бразильской компании по производству региональных авиалайнеров Embraer ушло двадцать лет на то, чтобы стать крупным поставщиком для этой отрасли.

Так что российская компания «Сухой», хорошо известная своими сверхзвуковыми истребителями, начала новое дело не самым лучшим образом. Когда она в июне месяце поставила один из первых широко разрекламированных 100-местных «суперджетов» своего производства Аэрофлоту, одна деталь из системы безопасности немедленно вышла из строя, заставив компанию поставить самолет на прикол.

Самолет починили, и он снова летает, но этот досадный промах показал, насколько трудно будет «Сухому» убедить западные авиалинии покупать машины у российской государственной корпорации. Российская авиационная промышленность давно уже страдает от проблем безопасности, поломок и авиакатастроф с человеческими жертвами, в связи с чем ей не удается продавать свою продукцию на зарубежном рынке, за исключением стран бывшего Советского Союза, Ирана, Кубы и некоторых государств Африки.

«У российских самолетов исторически сложилась такая репутация, на исправление которой уйдет много времени», — рассказал в интервью по телефону аналитик из консалтинговой фирмы Ascend Лес Уил (Les Weal). Эта лондонская фирма дает рекомендации страховым компаниям по вопросам безопасности в авиации.

«Компания, может, и радуется созданию нового самолета, — сказал он, — но я не уверен, что в итоге появится мощный поток заказов от ведущих авиалиний. Чтобы повернуться лицом к новичку, авиалиния должна полностью поверить и довериться ему».

Но «Сухой» возлагает большие надежды на свой «Суперджет-100», первый новый гражданский самолет российского производства, созданный после распада Советского Союза. Заявленная цена этой машины с округлым фюзеляжем и одним проходом между кресел составляет 31,7 миллиона долларов. Как заявляет компания-изготовитель, это примерно на треть дешевле, чем сопоставимые ближнемагистральные пассажирские самолеты Embraer или канадский Bombardier.

Ушли в прошлое мрачная обивка и люминесцентное освещение тесных, даже страшноватых самолетов серии Ту, которые до сих пор летают на внутренних российских авиалиниях. Салон у суперджета просторный, верхние отделения для багажа свободно вмещают стандартную ручную кладь, а освещение в самолете мягкое. Двигатели с высокой степенью двухконтурности, являющиеся новинкой для российских пассажирских авиалайнеров, скорее тихо жужжат, нежели ревут на взлете.

Компания «Сухой», ведущая переговоры о поставке своих самолетов американским авиаперевозчикам Delta Air Lines и SkyWest, а также другим западным авиалиниям, надеется в предстоящие 20 лет продать 800 машин «Суперджет-100». Наряду с двумя самолетами, поставленными Аэрофлоту, «Сухой» продал одну машину армянским национальным авиалиниям Armavia. Компания также договорилась о поставке 15 лайнеров вторым в Мексике авиалиниям Interjet. В целом у «Сухого» имеется заказов на 176 суперджетов.

Вместо того, чтобы подчеркивать сибирское происхождение самолета, вызывая ассоциации с трудностями, невзгодами и катастрофами, «Сухой», рекламируя новую машину, указывает на своих французских и итальянских партнеров, работающих на совместных предприятиях, занимающихся конструированием двигателей и изготовлением бортовой радиоэлектроники.

«Да, это российский самолет, — заявила в интервью пресс-секретарь материнской компании «Сухого» Объединенная авиастроительная корпорация Ольга Каюкова (так в тексте, Ольга Каюкова — директор по связям с общественностью компании «Гражданские самолеты Сухого» — прим. перев.). — Но он изготовлен в сотрудничестве с ведущими мировыми поставщиками».

Представитель бюджетного ирландского авиаперевозчика Ryanair Стивен Макнамара (Stephen McNamara) заявляет, что его компания без колебаний присмотрится к российскому самолету, если он будет соответствовать стандартам безопасности Евросоюза. Большинству пассажиров все равно, на каких самолетах летать. «Они знают авиакомпанию, но не самолет», — говорит он.

По его словам, Ryanair провела переговоры с «Сухим» о новом самолете, и авиакомпанию в большей степени беспокоит то, что он слишком мал для ее маршрутов, а не репутация российских машин.

На самолете, поставленном для Аэрофлота, отказал датчик утечек в трубках подачи свежего воздуха в салон. Компания заявила, что никакой опасности для пассажиров это не представляет, поскольку на подаче воздуха это никак не отразилось.

Компания нашла в данном инциденте и положительный момент, объяснив, что запретила его полеты из осторожности, а это является показателем ее новой культуры безопасности. Суперджет стал первым российским самолетом с таким датчиком, хотя на западных машинах он входит в состав стандартного оборудования.

Эта машина весит на две тонны больше по сравнению с начальными оценками, которые были представлены авиалиниям, что негативно сказывается на топливной экономичности и делает данные лайнеры менее привлекательными. «Сухой» заявляет, что подобные отклонения типичны для новых самолетов.

Российская авиация в последнее время переживает трудные времена, что еще больше осложняет попытки продаж. В 2006 году около 400 человек погибли в результате крушения самолетов Ту в России и на Украине. В июне этого года на подлете к провинциальному аэродрому потерпел крушение Ту-134, в результате чего погибла большая часть из находившихся на борту 52 человек. (Самолеты Ту производит другое подразделение Объединенной авиастроительной корпорации.)

Зарубежные эксперты заявляют, что причина авиакатастроф это возраст самолетов. Наряду с этим, значение имеет и безалаберность в вопросах безопасности, которая буквально пропитала собой российскую авиацию.

Например, год назад российский телеканал НТВ сообщил, что 70 инженеров, работающих на авиазаводе по производству самолетов «Суперджет 100», получили липовые дипломы, дав взятки в местном техническом вузе. Компания заявила, что непосредственно на сборке самолетов эти сотрудники не работают.

Несмотря на высокие барьеры, которые вынуждены преодолевать новые пассажирские самолеты для выхода на международный рынок, авиалинии, по словам Каюковой, стремятся найти альтернативу машинам Embraer и Bombardier на региональных маршрутах и даже ищут новых поставщиков среднемагистральных самолетов вместо Boeing 737 и аэробусов A320.

Компания Ryanair объявила в этом году, что ведет переговоры с китайцами о закупке самолета-конкурента Boeing 737, который носит название C919 и может оказаться дешевле.

По словам Каюковой, Россия вполне сможет конкурировать с Китаем по показателям качества, поскольку КНР не является традиционной авиакосмической державой. Как бы подчеркивая данную мысль, представленный в этом месяце на авиашоу в России суперджет был назван именем первого российского космонавта Юрия Гагарина.

В конце 1990-х годов российское гражданское самолетостроение переживало трудные времена. Стало ясно, что у широкофюзеляжных и среднемагистральных российских самолетов нет перспектив за пределами бывшего Советского Союза, а есть лишь несколько зависимых государств, готовых осуществлять разовые закупки. Компания «Ильюшин», например, продала всего десяток с небольшим своих флагманских самолетов большой дальности Ил-96, в том числе, одну машину с трансформируемым пассажирским салоном, который может превращаться в V.I.P-салон, поскольку иногда на нем летает Фидель Кастро.

Спрятав уязвленную гордость, российская авиационная отрасль присмотрелась к самолетам Bombardier и Embraer, и создала совместные предприятия с западными компаниями в попытке закрыть технологические бреши.

Подразделение итальянского машиностроительного гиганта Finmeccanica компания Alenia Aeronautica владеет примерно 25% программы «Суперджет» и помогает продавать эти самолеты в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Японии и Австралии, действуя через свою венецианскую дочернюю фирму SuperJet International.

«Сухой» консультировался с компанией Boeing по вопросам послепродажного обслуживания, а также установил на новом самолете бортовое радиоэлектронное оборудование от французской компании Thales.

Самолет имеет разрешение на осуществление полетов в бывших советских республиках, а также ожидает сертификации от Евросоюза. Компания заявляет, что подаст заявку на сертификацию суперджета в Федеральное управление гражданской авиации США лишь тогда, когда у нее будут твердые заказы от американских покупателей.

«Мы будем сталкиваться с такими же проблемами, с какими в самом начале сталкивались японские автомобилестроители, — заявил в интервью по телефону директор SuperJet International по коммуникациям Джакомо Перфетто (Giacomo Perfetto). — Но когда они увидят, что самолет летает, они изменят свою точку зрения».

Комментарии читателей New York Times

Том Джелен, Чикаго
Если это не «Боинг», я никуда не полечу (рекомендуют 20 читателей)

Джеми Танака, Невада
Прежде. Чем Россия попытается продать свои самолеты и другую продукцию, она должна решить свои социальные проблемы. Никому не нравится покупать вещи у отсталых стран, усеянных коррупцией, ультранационалистами, неонацистами, мракобесами и расистами. Как можно доверять продукции, выпускаемой людьми, которые не ценят мир. Я до сих пор не могу понять, почему США вообще вступали в холодную войну с такой расистской страной (рекомендуют 9 читателей)

Джек, Иллинойс
Русские не могут построить конкурентоспособный автомобиль из-за проблем с качеством. И вы полетите на их самолете? Это реальный вопрос, когда правительство, на самом деле, является замаскированным преступным синдикатом. Давайте посмотрим, поедут ли эти русские чиновники на китайских высокоскоростных поездах (рекомендуют 15 читателей)

Братец Билл, Атланта
Если он безопасно летает, его можно дешево купить, у него хороший расход топлива в воздухе и эксплуатация не стоит кучу денег, он будет продаваться. Из России, с любовью.
Если он будет падать каждые 10 тысяч полетов, забудьте об этом (рекомендуют 9 читателей).

Ральф, Сан-Франциско
Равнодушие русских к безопасности полетов легендарно. Рассказывали историю об одном из их истребителей, мне кажется, о МиГ-21, который был чрезвычайно быстр, но имел очень маленький топливный банк. «Аэрофлот» всегда казался очень страшной авиалинией. Может, это и городские легенды, но о них говорят (рекомендуют 6 читателей).

Маруса, Тампа, Флорида
Я не считаю, что эта статья рисует правильную картину, потому что в ней не упоминается возраст разбившихся «Туполевых». Они были СТАРЫМИ, и видели времена и получше (рекомендуют 6 читателей).

ТС
Если они того же качества, и производятся с тем же профессионализмом, что и беспилотная ракета, которая была загружена продуктами для МКС и взорвалась на старте на прошлой неделе, есть достаточно поводов бояться летать с этим «Аэрофлотом» (рекомендуют 9 читателей).

Стиг, Сидней
Я рад заплатить побольше, чтобы летать на «боингах» и «аэрбасах» Quantas (рекомендуют 6 читателей).

АикеаГвинея, Калифорния
Меня пугает сама мысль. Ни за что. Никогда! (рекомендуют 7 читателей)

Квинси-НЙ, Нью-Йорк
Я даже на Airbus не летаю. Русские самолеты… о русской рулетке слышали что-нибудь? (рекомендуют 4 читателя)

Прагматист, Лондон
Я достаточно полетал на российских самолетах и да, это был непростой опыт, но в основном из-за незнакомого шума мотора, мрачного убранства, дребезжащих деталей и общего возраста этих самолетов.
Но если посмотреть на те, что разбивались, большинство из них разбились за пределами России, в странах, которые не занимались их ремонтом и не следовали правилам безопасности.
Я предсказываю, что этот самолет окажется успешным, несмотря на то, что, как указывает эта статья, судить его будут несправедливо и по более высоким стандартам, чем Boeing, Airbus или Rolls Royce (производящий для самолета моторы), при том, что все эти компании сталкивались с проблемами надежности, приводившими к смертельным исходам, но безо какой-либо истеричной реакции или коммерческих катастроф (рекомендуют 14 читателей).

Эл, Нью-Йорк
Мы только что запретили полеты всех наших истребителей F-22, самых современных самолетов в мире, сделанных в самой современной стране мира, потому что система циркуляции воздуха отравляла пилотов.
У нас также было множество крушений самолетов из-за давно известных механических неполадок в определенных пассажирских самолетах (рекомендуют 13 читателей).

Кевин, Нью-Йорк
Давайте уточним одну вещь: безопасность российских полетов, может, и стала в последнее время ужасной из-за расслабленного поведения авиалиний и устаревшего оборудования, но они делают чрезвычайно выносливые самолеты, разработанные для частого использования в очень непростых условиях. Они знают, как построить крепкий корпус самолета лучше, чем кто либо. Мне кажется, что даже если в этом самолете единовременно перестанут работать все французские и итальянские блоки, он все равно полетит и безопасно приземлится на ближайшем поле. Не забывайте, что Boeing 787 уже столкнулся с возгоранием авиационного электронного оборудования, а хваленый A380 чуть не самоуничтожился в Сингапуре. Это дефекты, которые случаются с новыми самолетами. Тот факт, что все эти самолеты приземлились в безопасности, это свидетельство инженерного искусства следующего поколения и стандартов сертификации. Поэтому вы ничем не помогаете своим читателям, сравнивая [Sukhoi Superjet] с показателями изношенных, аналоговых «туполевых». Если Европейское агентство по авиационной безопасности и Федеральное агентство воздушного транспорта сертифицируют этот самолет, я не буду беспокоиться, взбираясь на его борт (рекомендуют 19 читателей).

Питер, Нью-Йорк
Социалисты, будь они советские, национал- или фашистские, не заботятся о людях. Бессмысленно летать на их самолетах. Я никогда не буду (рекомендует 1 читатель).

Джек О’Хэнлон, Солт-Лейк-Сити
Мне вот интересно, может особенно трудно сделать что-то хорошо, когда (как я слышал) люди пьют водку на обед?
Просто еще один вопрос, над которым стоит задуматься. Некоторые умные эксперты могут даже сказать, что «русская безопасность полетов» это оксюморон. Спросите у бывших глав польского правительства.
Есть определенные вещи, которые порождает «новая мировая экономика», которые, если честно, надо бы «зародить» обратно.
Новый самолет может хорошо выглядеть и даже может быть хорошо построен. По работе я летаю международными рейсами, но не буду тестировать этот самолет, даже если у меня появится такой шанс. Но, похоже, что шанса у меня не появится, так как авиакомпании вовсе не выстраиваются в очередь за покупкой.
Авиакомпания, которая купит эти самолеты, это авиакомпания, которой нужно избегать (рекомендуют 3 читателя).

Эндрю, Ванкувер
Как бы людям не хотелось покритиковать русских за прошлые проблемы с качеством, нужно не забывать, что когда-то продукты «сделанные в Японии» считались мусором, а сегодня многие люди водят «тойоты» и «хонды» и имеют дома телевизоры Sony и Panasonic. В 1980-х все считали, что корейские машины ужасны, однако сегодня на дорогах все больше машин Kia, которые за последние несколько лет получили великолепные оценки от различных потребительских обзоров, а хендай портер купить и вовсе хотят многие мои знакомые. А 15 лет назад маленькая компания под названием Apple делала одни из худших компьютеров на рынке, и над ней летали ястребы, считающие дни до ее кончины, однако сегодня, у скольких из вас есть MacBook или iPhone?
Что я пытаюсь сказать, так это то, что со временем компании и культуры меняются, и хотя советские самолеты были бельмом на глазу и немного страшноваты, Superjet это современный самолет, построенный в сегодняшней России. Давайте судить самолет по тому, как он работает, а не опираясь на какие-то культурные предрассудки (рекомендуют 21 читатель).

Безопасность прежде всего, Аквитания
Спасибо за информативную статью. Пожалуйста, дайте нам знать, если общественности придется избегать еще каких-либо авиалиний помимо Delta, SkyWest и Ryanair.

Майкл О, Белвью
Ответ Эндрю: это все отлично сказано, но есть одна проблема. Все приведенные вами примеры были низкого качества, когда только вышли на рынок, дело было не только в предрассудках. Здорово, что сегодня, после пробных реализаций и обратной связи с потребителями, Apple, Hyandai, Sony и Kia производят улучшенную продукцию. Однако я не уверен, что хочу, чтобы Superjet тестировал свои самолеты на мне или моей семье с тем, чтобы через 20 лет (после того, как будут устранены все проблемы) они стали бы лучшим производителем самолетов в мире. Тут ставки повыше, чем когда плеер зажевывает твою кассету, машина ломается или компьютер выключается (рекомендуют 7 читателей).

Микаэлира, Нью-Джерси
Может, это и звучит жестковато, но пусть этот самолет полетает в странах Второго и Третьего мира десяток лет. Если к тому времени ему не запретят полеты за убийством нескольких сотен невинных душ, то тогда, может, крупные авиалинии и могут попытать с ним счастья. Лично меня ни на один из них до 2021 года не затащишь (рекомендуют 2 читателя).

Мэтт, Хэмден, Коннектикут
В 1980-х я испытал «удовольствие» от полета на самолетах «Туполев» во время путешествий по СССР. Это не тот опыт, который мне хотелось бы повторить. Я надеюсь, что этот новый самолет лучше, но подозреваю, им придется непросто, убеждая авиалинии за пределами бывшего ССССР, что сегодня в России есть по-настоящему эффективная культура безопасности. Для надежности полетов важны не столько технологии, сколько глубоко укоренившаяся культура безопасности. Развитие такое культуры может занять гораздо дольше, чем разработка новых технологий (рекомендуют 5 читателей).

Хилл-билли, Аппалачи
Как и Китай, Россия это просто очень большая страна Третьего мира, управляемая крестьянами и/или их потомками, у которых оказалось ядерное оружие. Идеи о контроле за качеством и правах потребителя для них так же чужды, как для нас, в США и на Западе, ГУЛАГ и Культурная революция.
И никогда, никогда об этом не забывайте (рекомендуют 2 читателя).

Юджин, Бруклин
Я летал на «Аэрофлоте» этим летом, и хотя этот полет нельзя было назвать роскошным, я бы не сказал, что в какой-либо момент ощущал, что моя жизнь находится в опасности. Я поражен комментариями, в которых полно стереотипов о русских и их культуре. Крушений самолетов было достаточно, и большинство из них были не русские самолеты, а западные, сделанные «Боингом» и другими. Если вам действительно хочется поговорить о надежности российского производства, у меня для вас есть одно-единственное слово — Калашников. Эти винтовки будут поддерживать пожар конфликтов в странах Третьего мира и после того, как большинство из вас умрут (рекомендуют 7 читателей).

Джек, Великобритания
Я летал на одном из этих самолетов в прошлом месяце из Москвы в Санкт-Петербург. Это был отличный самолет, и посадка у него гораздо мягче, чем любого сделанного до 2000 года «боинга» или «эрбаса», на которых я летал. Новый самолет это новый самолет, где бы его ни делали. Люди просто хотят высмеять его, потому что это не западный продукт, несмотря на то, что большинство деталей и технологий изготовлены западными компаниями. Почему бы вам лучше не написать статью о том, как «не поддающиеся коррупции» американские ВВС отдали контракт на производство заправочных самолетов Boeing несмотря на лучшее предложение от Airbus. Лучше расскажите нам, почему это произошло, чем эта информация о самолете, который 90% американцев в жизни своей не увидят, не говоря уже о полете на нем. Ну, мне так кажется… (рекомендуют 9 читателей).

Джазбью, Истчестер
Предупреждение американским и европейским авиалиниям: я никогда не полечу на русском самолете. Если вы купите его, вы сами себе навредите (рекомендует 1 читатель).

Джо, Нью-Джерси
Продолжайте смеяться, американцы. Русские вас обгонят точно так же, как это сделали китайцы (рекомендуют 4 читателя).

Карл, Сан-Франциско
Полетав по миру, в том числе и рейсами «Аэрофлота», я с нетерпением жду появления серьезного российского продукта. Что мне нравится в российских (по контрасту с китайскими) самолетах, так это то, что Россия, по сути, авиационная страна. Им нужно было стать такой — и из-за Второй мировой войны, и из-за размеров страны. Помните космическую гонку? Спутник, Гагарина и все такое прочее, когда американские ракеты взрывались на старте? Нужна была большая авиационная инфраструктура, чтобы США всерьез заволновались, что могут проиграть гонку за Луну. И я не считаю, что сегодня Россия смогла бы существовать как единая страна, не будь у нее реактивных самолетов.
Это не махинации каких-то бизнесменов, желающих быстро заработать на производстве чего-то под названием «самолеты». Это русские, которые производят основной продукт. Удачи им в этом (рекомендуют 4 читателя).

Эрик, Австралия
Будучи авиационным инженером, я нахожу программу «Расследования авиационных катастроф» очень интересной. При просмотре этой передачи становится очевидно, что у России нет монополии на авиакатастрофы. На самом деле, чаще всего показывают американские самолеты. Это все равно не означает, что я полечу на русском самолете, а еще менее вероятно, что я полечу на самолете сделанном китайцами или принадлежащем им.

Т.Т., Сан-Хозе, Калифорния
Ответ Элу из Нью-Йорка, который написал про «самую современную страну в мире»

Ха-ха, слетай в Германию, Нидерланды, Швейцарию или любую из скандинавских стран. Ты заметишь, что инфраструктура здесь, в США, это просто посмешище. Посмешище из 60-х (рекомендуют 3 читателя).

Александра, Тусон, Аризона
Какое невероятное чувство самодовольства со стороны американцев тут, в комментах! Я надеюсь, оно вам пригодится, когда стареющие «боинги», перевозящие вас по США, начнут сталкиваться в воздухе с «усталостью металла», как это уже случилось в этом году на рейсе авиакомпании Southwest (рекомендуют 3 читателя).

Берт, Цинциннати, Огайо
Какое бесстыдное самодовольство, не прибегающее даже ни к каким оправданиям. И американцы еще говорят о «Земле свободных людей…» Что за посмешище. Тому, кто предложил тестировать эти самолеты в «странах Второго и Третьего мира», я чувствую только жалость к вашему убогому умишку. Стыдитесь.

Читайте также: Новости Новороссии.