Инвестиционная пауза

Иностранных инвестиций в Россию приходит много, но их качество оставляет желать лучшего.

На днях в СМИ появилась радостная весть – приток прямых иностранных инвестиций (FDI) в российскую экономику за 2013 год увеличился на 83 %, до 94 млрд. долларов. В результате Россия впервые в истории вышла на третье место в рейтинге 20 стран с максимальным годовым притоком FDI, сообщается в докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Однако количество – это не главное, а качество иностранных инвестиций, как говорят эксперты, никуда не годится. В основном это капиталы резидентов, которые возвращаются из офшоров, а также зарубежные кредиты и облигационные займы, которые не идут на развитие экономики страны. Так что радоваться особо нечему.

К тому же столь значительный объем FDI в прошедшем году объясняется очень просто. Это произошло, в основном, за счет приобретения британской компанией BP 18,5 % акций «Роснефти» в процессе сделки по покупке госкомпанией ТНК-ВР, поясняют аналитики. Впрочем, они прогнозируют, что в нынешнем году поток FDI в Россию будет не ниже уровня 2013 года в связи с активной работой Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). У РФПИ уже есть договоренности с суверенным фондом ОАЭ Mubadala и эмиратом Абу-Даби, которые собираются вложить в российскую инфраструктуру до 7 млрд. долларов.

На первом месте по притоку FDI в прошедшем году оказались США, которые привлекли 159 млрд. долларов, на втором месте Китай – 127 млрд. долларов. А общий объем прямых иностранных инвестиций в мировой экономике вырос на 11 % – до 1,46 трлн. долларов. При этом эксперты ЮНКТАД ожидают, что благодаря оживлению в мировой экономике показатель вырастет до 1,6 трлн. долларов в 2014 году и 1,8 трлн. – в 2015-м.

Приток международных капиталов в страны БРИКС вырос на 21 % и достиг 322 млрд. долларов, в итоге доля «пятерки» развивающихся стран в глобальном объеме FDI составила 22 %, что вдвое превышает показатель до финансового кризиса 2008-2009 годов, сообщается в докладе ЮНКТАД. И самый значительный рост инвестиций у ЮАР – 126 %, а в Индии приток FDI, напротив, уменьшился на 4 % – это худший показатель по странам БРИКС.

Между тем, в России, которая далеко опережает все страны БРИКС по притоку FDI, наблюдается парадоксальная ситуация с прямыми инвестициями. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в 2013 году снизились на 0,3 %. Для сравнения: за предыдущий 2012 год инвестиции выросли на 6,6 %. При этом Минэкономразвития еще в начале декабря понизило оценку роста прямых инвестиций в экономику на 2013 год с 2,5 % до 0,2 %, а глава министерства Алексей Улюкаев в Давосе заявлял, что рост инвестиций по итогам года будет даже выше предварительных оценок МЭР. Минэкономразвития до последнего надеялось, что по итогам года инвестиции продемонстрируют небольшой, но

все-таки рост, однако его надеждам не суждено было сбыться.

Как говорят эксперты, именно негативная ситуация в сфере инвестиций наряду со снижением внутреннего спроса и стала одной из главных причин стагнации экономики в прошлом году. В нынешнем году чиновники рассчитывают компенсировать потери за счет резкого ускорения роста инвестиций – до 3,9 %, которое, по их мнению, произойдет благодаря заморозке тарифов монополий и софинансированию государством инфраструктурных проектов из ФНБ. Плюс деньги арабских фондов и другие FDI, которые, как очень надеются чиновники, помогут российской экономике выйти из стагнации.

«Надежды чиновников на иностранные инвестиции – это абсолютная глупость, – считает старший эксперт ФК «Риком» Владислав Жуковский. – Необходимо, наоборот, ориентироваться на российский капитал, так как иностранные инвестиции – это в основном (на 92-95 %) кредиты и займы, которые на 2/3 тратятся на погашение ранее взятых кредитов и финансовые спекуляции, и лишь на 5-6 % – на инвестиции в основной капитал. Притом, что сегодня можно было бы в полтора раза нарастить объем капитальных вложений, если бы деньги из экономики не изымало само государство в резервные фонды в рамках пресловутого «бюджетного правила», а также были возрождены валютное регулирование и контроль, которые перекрыли бы канал ежегодному незаконному вывозу капиталов в размере 2-3 трлн. рублей в офшоры. Поэтому неудивительно, что при норме сбережения капитала (доходах) в размере 33 % ВВП, Россия имеет норму накопления капитала (инвестиций) лишь в размере 23 % ВВП. То есть, 10 % ВВП искусственно замораживается Минфином или вывозится олигархами и уставшими от поборов бизнесменами за рубеж».

Причина в том, что существующая налоговая система отнюдь не располагает отечественных инвесторов к вложению денег в российское производство. Например, в рамках нынешней налоговой системы инвестиции в основной капитал, допустим, в строительство завода, будут облагаться налогами с закладки первого камня на стройплощадке. Закупаемые материалы и оборудование в своей цене будут содержать НДС. А если речь пойдет об установке современного импортного оборудования, то в цене будет также содержаться и таможенная пошлина, которая вместе с НДС увеличит стоимость оборудования как минимум в 1,5 раза по сравнению с другими странами.

Таким образом, строительство завода в России обходится гораздо дороже, чем в соседнем Казахстане. Стоит ли после этого удивляться, что отечественные инвесторы уходят в «братскую республику». Ведь в России, еще до начала производства и получения прибыли от инвестиций, они вынуждены платить огромные налоги, что делает будущую продукцию предприятия заранее неконкурентной.

В итоге, по последним данным Центробанка, в 2013 году из России ушли почти 63 млрд. долларов, что на 15 % больше, чем годом раньше. При этом банки вывели из страны всего лишь 6 млрд. долларов, а все остальное – 56,7 млрд. долларов – приходится на частных предпринимателей и инвесторов. При этом надо иметь в виду, что официальная статистика фиксирует лишь часть оттока, весьма вероятно, что из страны выводится куда больше средств, чем отражено в отчетах Центробанка.

А инвестирует в экономику, в том числе и в инфраструктурные проекты, в основном государство. Возьмем к примеру Олимпиаду в Сочи: говорилось, что все это строится в основном на частные деньги, что государство дает только 200 млрд. рублей, а выяснилось, что эти деньги «частников» – кредиты Сбербанка, ВТБ и Внешэкономбанка, то есть те же государственные деньги, а настоящих частных денег там практически не было.

«Сейчас в России имеет место инвестиционный спад, – говорит замдиректора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин. – Например, в 2013 году семь ведущих российских корпораций, контролируемых государством – «Газпром», «Газпромнефть», «Роснефть», «Транснефть», РЖД, Русгидро, Ростелеком – снизили объем своих инвестиций в среднем на 25 %. В основном это связано с завершением ряда крупных инвестиционных проектов. Такой значимый сброс инвестиций, конечно, не может не сказаться на темпах роста экономики. Государство тоже завершило ряд крупных мегапроектов, и это сыграло свою роль».

«Например, после завершения работ по подготовке к саммиту АТЭС, инвестиции на Дальнем Востоке обвалились сразу на 15 %, – продолжает эксперт. – Сейчас закончились стройки Олимпиады-2014, что тоже отразится на масштабе инвестиций. Потому что пока никаких сравнимых по масштабам новых инвестпроектов запущено в стране не было. Одно наложилось на другое, и в России возникла инвестиционная пауза. А ведь в экономике все просто: нет инвестиций – нет высоких темпов роста. Западные государства сейчас что только не предпринимают, чтобы простимулировать экономический рост, в том числе вливая деньги в экономики с целью активизации инвестиционных процессов, а российское правительство ведет себя пассивно. Вот и результат».

Мало того, как отмечает Кувалин: «В высказываниях чиновников, оправдывающих политику экономического блока правительства, часто просматривается логика в духе «чем хуже – тем лучше». Они говорят, дескать, это хорошо, что темпы экономического роста упадут. Тогда, якобы, наши корпорации будут вынуждены начать вкладываться в модернизацию производства и инновации, чтобы повысить свою конкурентоспособность на мировой арене, и российская экономика снова пойдет вверх. Логика, конечно, странная, потому что для того, чтобы заработать, надо сначала потратить, а государство собирается ждать кризиса, чтобы приступить к инвестициям в производство».

Чтобы подтолкнуть экономический рост, государству можно было бы прямо сейчас заняться, например, модернизацией ЖКХ, электросетей и прочей изношенной инфраструктуры, благо, деньги в резервах есть. Но оно ничего не делает в этом направлении. А значит «инвестиционная пауза» может затянуться надолго.

Читайте также: Новости Новороссии.