Горящий бикфордов шнур: развитие европейского кризиса

«Сбербанк» решил отметить свое 170-летие, созвав весьма представительную международную финансовую конференцию.

Самым интересным (и наименее формальным) мероприятием в рамках конференции стал деловой завтрак «Глобальные финансы: между молотом и наковальней», в ходе которого ведущие мировые эксперты в области экономики и финансов поделились своими прогнозами развития европейского долгового кризиса.

Что касается Европы, выводы участников дискуссии мало чем отличаются от того, что неоднократно писалось в колонках на NEWSru.com: проблема в значительной степени лежит в политической плоскости. Составляющие зону евро 17 парламентов, 17 правящих коалиций и 17 правительств создают, по меткому выражению выступившего на завтраке профессора экономики Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини, «какофонию» в области экономической политики. Любое совместное решение, которое должно быть поддержано всеми участниками валютного собза. может быть с легкостью торпедировано, скажем, Финляндией.

По оценке профессора экономики Высшего института международных исследований в Женеве Чарльза Виплоша, ситуация в Европе развивается от плохой к очень плохой, а потом ухудшается еще больше. Говоря о Европейском фонде финансовой стабильности, Виплош отметил, что «этот стакан заполнен лишь на треть, и инвесторы не понимают, откуда возьмутся оставшиеся две трети». И даже если фонд наполнится, его очевидно не хватит. По прогнозу профессора, реструктуризация долга потребуется не только Греции, но и другим «аутсайдерам» — Португалии, Испании, Италии. И параметры реструктуризации будут уже определять не Берлин с Парижем, а правительства стран-должников на прямых переговорах с кредиторами. «Цена вопроса» — 4 триллиона евро, совокупный долг этих стран. Таких денег сегодня нет ни у кого, их просто в природе не существует.

По мнению же Рубини, реструктуризация долгов европейских стран — задача сложная, но является главной проблемой еврозоны. Гораздо сложнее придумать, каким образом обеспечить экономический рост в европейских странах, которые даже после списания части долгов вынуждены будет сокращать госрасходы и наращивать налоговое бремя. При этом они, как и сейчас, будут лишены возможности проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Проблему низкой конкурентоспособности «евроаутсайдеров», которая и стала одной из главных причин текущего долгового кризиса, в этих условиях разрешить практически невозможно. А значит единственный выход для этих стран — покинуть валютный союз, вернуться к собственным денежным единицам и начать проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.

По сути, перед Европой стоит дилемма, подытожил модератор дискуссии , глава «Сбербанка» Герман Греф, дилемма, о которой NEWSru.com пишет уже больше года: превратиться в «Соединенные штаты Европы» — государство с сильным наднациональным правительством, которому участникам союза придется пожертвовать остатки собственного экономического суверенитета, либо отказаться от валютного союза в его нынешней конфигурации.

Урок, который должны извлечь из сложившейся ситуации практически все без исключения политики, по мнению экс-министра финансов России Алексея Кудрина, состоит в следующем: «Когда министры финансов предупреждают о необходимости сокращать госрасходы, они не всегда ошибаются». Это в равной степени применимо как к «проблемным» странам еврозоны, так и к России.

Что же касается перспектив развития долгового кризиса, то, по мнению Кудрина, он уже давно перерос за рамки одного региона и стал мировым. Мировой финансовый кризис в полном разгаре, за ним последует экономический. Формально рецессия пока не зафиксирована, но «бикфордов шнур уже горит».

Россия, на первый взгляд, подходит к кризису в неплохой форме — с чрезвычайно низким госдолгом и высокими международными резервами. Однако, по сравнению с 2007-м — началом 2008-го года, экономика страны выглядит гораздо более уязвимой. «Мы уже выше возможного предела расходов и повышение на 3 процента ВВП военных расходов в ближайшие годы ничем не обеспечено. Это, мне кажется, потребует пересмотра уже в ближайшие два года и я бы сказал, что риторика «мы увеличим расходы еще на что-то», скорее всего, не имеет под собой основы», — повторил тезис, стоивший ему поста, бывший глава Минфина.

Читайте также: Новости Новороссии.